Дети с ДЦП неэффективно используют пищевую энергию. При спастических формах ДЦП нередко отмечаются низкие уровни физической активности и расход энергии, а при гиперкинетических формах — избыточная физическая активность и высокие энерготраты.
Недостаточность питания при ДЦП может быть следствием следующих обстоятельств:
- сложность со вскармливанием в результате нарушений жевания и глотания (дискоординация деятельности мышц губ, языка, неба и глотки);
- замедленное развитие в результате повреждения мозговых центров, обеспечивающих питание и рост (гипоталамические центры);
- зубной кариес, гипоплазия эмали и другие стоматологические проблемы;
- несоответствие пищевых привычек индивидуальному расходу энергии; дефицит минеральных веществ, вызванный хроническим приемом антиконвульсантов или отсутствие активных движений.
У многих детей с ДЦП имеются сопутствующие заболевания, являющиеся следствием поражения гастро-интестинальной системы (оральная, фарингеальная или эзофагальная дисфагия, гастро-эзофагеальный рефлюкс и др.).
У таких пациентов нередко имеются проблемы со стороны полости рта, включая зубной кариес, гипоплазию эмали, аномалии прикуса, бруксизм.
Эти состояния препятствуют формированию нормального навыка жевания, измельчения и глотания пищи. В ряде случаев формируется гиперчувствительность слизистых ротовой полости к некоторым продуктам питания и/или стойкая привычка отказа от твердой пищи.
На форумах можно часто встретить информацию о различных диетах для детей с неврологическими нарушениями. Считаю, что вопрос питания крайне важен.
Действительно, рацион должен быть сбалансированным. В нём должно присутствовать необходимое количество воды, белков, жиров, углеводов и микроэлементов.
Кстати, на научных конференциях нередко поднимается вопрос недостаточного количества белков, гормона д-3, лецитина и железа в традиционной русской кухне. Наша кухня предполагает большое содержание углеводов и отсутствие привычки пить достаточное количество воды.
Необходимо придерживаться режимов приема пищи для того чтобы организм подстраивался и желудочно-кишечный тракт был готов к пищеварению. Количество пищи также должно быть одинаковым в каждый прием.
Я считаю, что диета предполагает ограничения. Ограничивать детей ни от чего не надо. Всё яд, всё лекарство.
Голова всему - мера! Организм ребенка растет и ему требуется разнообразие продуктов для насыщения и удовлетворения потребностей в микро и макро нутриентах. Важно также получение вкусовых стимулов, которые дают продукты и несут информацию в нервную систему. Кормите детей и стимулируйте вкусовые рецепторы.
Избыточная масса тела
У части детей с ДЦП без орально-моторных проблем, в частности, при спастической тетраплегии, может отмечаться избыточная прибавка в весе. Ограниченная физическая активность и сниженная обезжиренная масса тела (FFM) способствуют снижению энерготрат, вследствие чего таким пациентам следует назначать диеты со сниженным содержанием энергии, жиров и углеводов. При этом одновременно увеличивают уровень потребления детьми жидкости, белков, минеральных веществ, а также других нутриентов.
Алиментарная коррекция запоров
Основной причиной запоров при ДЦП служат сниженное потребление жидкости и продуктов, содержащих пищевые волокна, а также орально-моторная дисфункция. Для коррекции запоров рекомендуется увеличение суточного потребления жидкости, включение в рацион продуктов с высоким содержанием волокон (цельнозерновые изделия и т.д.), потребление свежих фруктов и овощей.
Контроль состояния зубов
Профилактика зубного кариеса позволяет добиться более адекватного приема и утилизации пищи. Некоторые дети с ДЦП рождаются с предрасположенностью к дефектам зубной эмали (в связи с перинатальной гипоксией), но у большинства кариес является следствием недостаточного ухода за зубами.
Кормление детей с ДЦП
Семейный приём пищи - это хорошая традиция. Когда вся семья собирается вместе за одним столом, это развивает социальное поведение всех ее членов. Такая традиция создает привычную, спокойную обстановку, что положительно влияет на развитие ребенка. Многие дети имеют проблемы с приемом пищи, в связи с нарушением моторики рта, лицевых мышц и пищевода.
- Приём пищи можно облегчить, если ребенок находится в стабильном положении. Голова должна прислоняться к спинке стула или стене, а также можно, удерживая ребёнка на руках уложить его затылок к себе на локтевой изгиб. Следите, чтобы голова сильно не опрокидывалась.
- Пальцы той руки на которой лежит голова ребенка обхватывают подбородок таким образом, чтобы указательный находился под нижней губой средний находился под подбородком, а большой на области щеки. Мягкими движениями пальцев рук создаётся небольшая помощь при жевании и контроль за тем, чтобы ребенок не открывал рот слишком широко.
- Может показаться, что удобным положением является откинутая назад голова, но это является серьезной ошибкой. В таком положении высок риск подавиться пищей. Поэтому голову ни в коем случае не закидывать назад.
Верхняя губа нуждается в особом внимании и ее стоит помассировать кругообразными массажными движениями и попытаться соединить с нижней губой. Во время массажа давление оказывать не на зубы, а на десны. Перед массажем с ребёнком стоит поговорить и объяснить, что хотите помочь ему научиться принимать пищу.
Не стоит кормить ребенка одним лишь пюре. Чтобы он учился жевать ему нужна разная по консистенции пища. Ложка должна быть плоской узкой и достаточно маленькой. На неё должно помещаться ровно столько пищи, сколько ребенок может проглотить за раз.
Лучше всего для этого подходит чайная пластиковая ложка. Поднесите ложку через нижнюю губу к передней части языка и подождите пока ребенок верхней губой снимет пищу с ложки. После смыкания губ, осторожно вытягивайте ложку изо рта. Во время кормления Не торопитесь. частой ошибкой становится спешка, в результате которой родитель собирает остатки пищи с верхней губы.
Если ребенок не пытается собирать пищу сам и верхняя губа остается бездействовать. Со временем это приводит к тому, что верхняя губа вытягивается, рот приобретает форму треугольника, у ребенка начинают течь слюни.
Также со временем ребенок теряет способность самостоятельно контролировать движение рта и челюсти.
Правильное положение губ при кормлении создает базу для развития речи. Чтобы выговаривать звуки м, ф, п, ребёнку нужно уметь смыкать губы. Такие слова как мама или папа ребенок может выговаривать только тогда когда он состоянии шевелить губами правильно. Поэтому выполнение основных правил кормления способствуют развитию речевых навыков.