«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.»
Спустя много веков Клемент Тиссо будучи военным хирургом в армии Наполеона, разработал новую для того времени концепцию реабилитации после ранений и обобщил свой опыт клинической реабилитации в труде «Медицинская или хирургическая гимнастика», фраза из которого стала афоризмом:
«Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение.»
Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.
Это единственный метод терапии в перечне медицинских услуг согласно стандарту первичной помощи при ДЦП, который имеет абсолютную частоту назначаемости. (назначается всегда).

Другими словами, занятия ЛФК хоть и не способны восстановить утраченные функции, но существенно улучшают качество жизни человека с церебральным параличом.
Но в 2020 году все мы столкнулись с ситуацией, когда в связи с пандемией любые занятия вне дома превратились в проблему. И многие родители остались один на один с вопросом, что и как делать с ребенком дома.
И многие на своем опыте убедились, что домашние программы, при грамотном применении, являются эффективным инструментом развития ребенка любого уровня GMFCS.
Домашние программы - представляют собой структурированную активность, направленную на развитие:
- крупных моторных навыков;
- способности манипулировать предметами, используя руки;
- навыков самообслуживания;
- навыков корректного социального поведения и коммуникативным навыкам.
Успех домашней программы зависит от включения в неё эффективных методов терапии детей с ДЦП. В нашем случае мы используем такие научно доказанные методы как физическая терапия, эрготерапия, игровая терапия и занятия, направленные на развитие речи, слуха, познавательных способностей, а также способствующие скоординированной работе сторон тела.
Домашняя программа является одним из основных способов увеличения объема и интенсивности физической активности человека с церебральным параличом. Будь то ребенок или взрослый.
А нагрузка, как мы знаем, является крайне важным фактором для увеличения показателей физических качеств, развития двигательных навыков, двигательного и постурального контроля.
Для стратегии домашней реабилитации лучше воспользоваться услугами физического терапевта, эрготерапевта, психолога, логопеда, педагога, социального работника.
Благодаря командной работе специалистов улучшается уровень жизни пациента и его членов семьи, достигаются цели в развитии.

Также эффективность домашних программ обусловлена тем, что терапия может равномерно распределяться на протяжении суток. Постуральный менеджмент во время сна и бодрствования, занятия на развитие двигательных навыков в течение дня, прогулка, развитие когнитивных способностей. И всё это при грамотном подходе могут организовать родители. А поскольку мама является человеком эмоционально самым близким ребёнку, то взаимодействие может быть максимально эффективным и улучшать их связь.
Интенсивная практика позволяет головному мозгу успешно подвергаться позитивным изменениям.
Домашние программы улучшают физическое развитие ребенка, способствуют формированию навыков самообслуживания, таких как способность самостоятельно одеваться, организовывать гигиенические процедуры.
Благодаря физической терапии в домашних условиях ребёнок становится расположенным к включению в командное взаимодействие и игру. А комфортная среда располагает к тому, чтобы ребенок начал получать удовольствие от занятий.

- программа выстроена скоординированной командой или одним экспертом, а не разными специалистами, действия которых между собой не согласованы;
- программа выстроена с учетом терапевтических и функциональных целей и учитывает ограничения возможностей пациента;
- предусматривается эмоциональная и физическая поддержка других членов семьи;
- пациент не имеет огромное количество не согласованных целей и задач, а двигается к четко обозначенным целям постепенно по грамотно структурированной программе.
Мама совмещает в себе роль воспитателя, врача, инструктора и непосредственно родного человека, который организует в среду таким способом, чтобы она отвечала достижению целей.
Программа занятий должна учитывать поставленную цель и быть направлена на ее
Научные исследования показывают, что домашнее программы способствуют развитию двигательных навыков у детей и взрослых, а также навыков самообслуживания.
