Все движения в нашем теле делятся на сгибание и разгибание, отведение и приведение, а также вращение или ротацию. Для удобства понимания этих движений используются биомеханические плоскости. Для того, чтобы выполнить движение, относящееся к крупному моторному навыку, необходимо одновременное движение сегментов в разных плоскостях.
Например, при ходьбе происходит сгибание: в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах одной ноги, и одновременное разгибание перечисленных сегментов другой. В суставах происходит сгибание и разгибание, а туловище подвергается ротации. Все движения в теле человека, несмотря на индивидуальность, имеют определённые траектории и схожую картину. Вот эта картина или шаблон и называется - двигательный паттерн.
Он обусловлен определенной последовательностью согласованностью и плавностью движения отдельных сегментов для достижения двигательной задачи. Пациенты с церебральным параличом часто имеют нарушения паттерна ходьбы в связи с нарушением последовательности или скоординированности мышечной активизации.
Мышцы должны выполнять свои конкретные функции, но у пациентов с церебральным параличом они часто участвуют в организации недостающей стабильности положения тела. Тем самым снижается функциональная амплитуда движений, появляется шаткость, неуверенность и неточность. У детей с ДЦП также часто нарушается хватательный паттерн, в рамках которого необходимо дотянуться до предмета, захватить его, манипулировать и высвободить.

Двигательный контроль
Это способность регулировать и направлять в организме механизмы, необходимые для движения. Данный процесс тесно связан с моторными навыками как комплекс мероприятий, направленных на формирование способности производить действия, используя приобретенные навыки.
Для того, чтобы осуществлять процесс моторного обучения необходимо понимать как производится движение и как этому движению научиться. Основой данного обучения является активное участие пациента в процессе. Поскольку нервная система связана с мышечной и они осуществляют движение в совокупности, все движения должны быть максимально функциональными и приближенными к реальной жизни для успешного закрепления навыка.
Освоение моторных навыков происходит в 4 этапа: первый - поступление сигналов, второй - вариативное поступление сигналов, третий - осмысление, четвёртый - движение. Упражнения должны быть интегрированы в реальность и использоваться на постоянной основе. Процесс получения навыка разделяется на осознанный и неосознанный. Осознанный подразумевает под собой усвоение информации с участием высших отделов нервной системы. Неосознанный, подразумевает освоение движения без контроля сознания.

Выделяется три этапа освоения выполнения движения:
- медленное выполнение поставленных задач под усиленным контролем сенсорных систем.
- выполнение поставленных задач с повышенной скоростью.
- быстрое, практически автоматическое выполнение движений с высоким уровнем уверенности, синхронности и согласованности.
У детей с ДЦП в процессе жизни формируется определенная походка, которую они используют на осознанном уровне. Они ходят так, как им позволяют имеющиеся ограничения. Однако при регулярных целенаправленных тренировках можно выработать другой вариант походки.
Вначале она более медленная, осознанная и пока интегрировать её в повседневность достаточно сложно, потому что приходится тратить большое количество энергии на концентрацию внимания, координацию движений, согласованность рук и движения туловища. Это непросто, но знания и умения уже сформированы. А для того, чтобы это стало навыком необходимо многократное повторение.⠀
На данном этапе родителям важно понимать, что старая походка для ребенка уже неактуальна, но к новой он ещё не привык, поэтому необходимо постоянно напоминать о необходимости контролировать себя и ходить новым способом: собранно и осмысленно, чтобы этот вариант походки стал привычкой. Ребенку очень сложно отказаться от привычной и удобной для него походки. Наша задача сформировать новый паттерн движения для того, чтобы им заместить старый.
Ребёнок быстрее обучается двигательным навыкам в определенной атмосфере.
Когда он не плачет, не боится, а наоборот стремится участвовать в процессе, если ему интересно
Доверие.
В первую очередь важно доверие ребенка. Доверие к обстановке, в которой он находится. Ему важно ощущать, что его принимают. Его стремление рисковать, пробовать что-то новое поддерживается, а также укрепляется вера в себя с формулировкой я способный, я могу, и у меня получится!
Самостоятельность.
Это один из факторов, которые я также пытаюсь учитывать во время занятий с детьми. Важно учитывать пожелания ребенка, знать его ценности и через них добиваться поставленных целей. давать возможность выбирать способы достижения поставленных задач.
Что делать в первую очередь, а что в последнюю?
Нужно сделать акцент на самых больших трудностях ребёнка;
Понять клиническую картину ребенка и выявить ключевые навыки или элементы движения, которые отсутствуют;
Эффект новизны повышает восприимчивость нервной системы. Используя это мы увеличиваем эффективность обучения;
Нервная система лучше запоминает целое движение нежели один элемент. Например, выполнять приседания с подъемом на носки в верхней фазе гораздо эффективнее, чем сидеть на стуле и изолировано разгибать коленные суставы с резинкой.
Ставьте правильные задачи и реалистичные цели. Изменяйте условия занятия и вносите разнообразие. Отсутствующие двигательные элементы нарабатывайте в структуре движения.
