Потребность в общении формируется в процессе жизни, на практике взаимодействия ребенка с окружающими. Своевременно и правильно сформированные коммуникативные навыки залог успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, группе. Именно поэтому развитию коммуникативных навыков необходимо уделять внимание с самого раннего возраста.
Что же делать родителям, дети которых пока не разговаривают? Безречевому ребенку мешают строить межличностные отношения: эмоциональное безразличие, инертность к своим действиям и действиям сверстника, рассеянность. Общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению. Важно выводить неговорящего ребенка на контакт, общаться с ним, иначе в нем созревают страхи, неуверенность в себе и своих действиях.

Для того чтобы сформировать навыки коммуникации, необходимо совмещать элементы игры и обучения, создавать положительный настрой. Главное, чтобы взрослый обратил внимание на ребенка и правильно обыграл звуковые реакции, также важно поощрять и хвалить ребенка и тем самым мотивировать его на речевую деятельность. Взрослый должен занять роль малыша, чтобы ребенок чувствовал поддержку и помощь.
Главная задача взрослого на подготовительном этапе – установить эмоциональный контакт с ребенком, добиться положительного отношения к занятиям, снять напряжение, ну а лучше всего снять напряжение помогает сказка, она не принуждает ребенка к действию и налаживает эмоциональную связь, которая пригодится на следующих этапах работы.
Первые сказки должны быть простыми и понятными для малыша (например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»). Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту ребенок погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать выводы.
«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчаться вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений его словарь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. У детей развивается творческое воображение, логическая память, наблюдательность, любознательность, умение общаться не только со взрослым, но и с друг другом.
Для неговорящих детей специфика работы со сказками значительно меняется. Сказки необходимо адаптировать в зависимости от возможностей ребенка. А также переведены на ту альтернативную систему, которой пользуется ребенок. Это могут быть картинки, карточки, жесты, символы.
Важно использовать добрые сказки, которые не ставят никаких рамок, не принуждают ребенка к действию. С каждым последующим занятием можно подбирать более объемные сказки, просить ребенка отвечать на вопросы с помощью карточек с изображениями, предложить ребенку роль главного героя, подбирать мелодию к типу каждого героя в сказке. Выстраивая занятие в добровольной форме, ребенок самостоятельно будет стремиться к прогрессу. Ребенку важно, чтобы его слышали и слушали, давали возможность говорить на привычном для него языке (в том числе альтернативном).
Коммуникация происходит постепенно, начиная с подражания мимике взрослого, заканчивая непроизвольными словесными реакциями. При положительной динамике могут появляться буквы, слоги, небольшие слова.
Через сказку (альтернативную коммуникацию) ребенок идет на контакт с взрослым, у него формируется коммуникативные навыки. А у детей с ограниченными речевыми способностями появляется возможность общаться, выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
