⠀
Следуя концепции анатомических поездов Томаса Майерса, у представителей спастических форм церебрального паралича прослеживается укорочение задней поверхностной линии.
⠀
Предвидя вопросы некоторых замечу, что относительно других фасциальных линий, не всегда всё однозначно, потому что наличие спастики, мышечной ретракции, контрактур усложняет применение концепции мышечных цепей.
⠀
Как показывает практика эквинусная походка детей с ДЦП сопровождается поясничным лордозом. То есть подошвенное сгибание и приведение в голеностопных суставах наблюдается в сочетании с передним тазовым наклоном, сгибании в тазобедренном суставе (ТБС ) и избыточным прогибом в пояснице, а также иногда подобная картина сопровождается сгибанием в коленных суставах, избыточным грудным кифозом и шейным лордозом.
⠀
Прямая мышца живота при этом, как правило, растянута, а разгибатель позвоночника и подвздошно-поясничная мышца укорочены. В положении лежа с согнутыми ногами, когда таз имеет положение заднего наклона, пациент с ДЦП более-менее способен управлять поясницей и может опустить ее к полу, но когда тот же пациент стоит на прямых ногах активизируются мышцы стопы и голени в этом случае укороченные подвздошно-поясничные мышцы наклоняют таз вперёд, прогиб в пояснице увеличивается и управлять им становится невозможно.
Наклон таза вперед провоцирует натяжение мышц задней поверхности бедра в связи с чем коленные суставы стремятся к сгибанию.
Нарушение состояния и положения одних структур тела влияют на положение других. Как мы знаем, структуры связаны с функцией, поэтому функции также затрагиваются.
Сбой функций структур может быть причиной сниженного качества движений , скорости, координации. Например, способность к растяжению и сокращению мышцы отражается на амплитуде движения.
Также имеется взаимосвязь укорочения мышц задней поверхности голени, подошвы стопы, задней поверхности бедра с увеличением лордозов позвоночника. А это основа положения тела в сагиттальной плоскости.
Чтобы избежать вторичных осложнений ДЦП, пациента необходимо обучать правильному положению тела и его частей в пространстве.
Обучение постуральному контролю обусловлено повышением осознанности своего тела и улучшением нервно-мышечной связи.