Оценка состояния человека с церебральным параличом В первую очередь важно определить возможности человека и его ограничения. Это поможет организовать план лечения и заложит основу для последующего сравнения достигнутых результатов с исходным состоянием.
Для оценки необходимо собрать данные провести опрос, протестировать и оценить результаты. Всё это происходит в начале взаимодействия с подопечным. До курса занятий и после его завершения. Последовательность действий такая: первый контакт, сбор данных, анализ проведенной оценки, планирование лечения и постановка целей, план вмешательства, повторное тестирование и оценка.
Тестирование состоит в определении пределов, ограничивающих возможность подопечного. Необходимо определить имеющиеся функциональные навыки и их ограничения, движения, которые относятся к стереотипным или компенсаторным.
Определить состояние анатомических структур, которые вносят вклад в ограничения, то есть наличие контрактур или деформаций опорно-двигательного аппарата. Следует понять в какой области подопечный испытывает самые большие затруднения - это могут быть личностные факторы, Факторы окружающей среды, состояние структур организма, состояния здоровья.
Все эти факторы влияют на активность и участие подопечного в повседневной жизни. Также следует оценить системы человека связанные с его функционированием: нейро мышечная систему, скелет, сенсорику, восприятие, когнитивные функции, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, поведенческие факторы, эмоции, внимание.
Важно уделить внимание умственным способностям, развитию зрения, слуха, речи, способности к приёму пищи, оценке ответной реакции на болевые ощущения, функции желудочно-кишечного тракта и удержанию кишечного содержимого, а также состоянию кожных покровов.
Далее оценить способности к обучению и применению знаний, коммуникации, самообслуживанию: умеет ли сам одеваться, поддерживать гигиену. Физическая активность. Какой максимальный уровень, продолжительность активности и преодоление расстояния.
Оценить как проводит свой день наш подопечный, какие межличностные отношения поддерживает и уровень его социальной активности. Также важно понять как человек взаимодействует с окружающей средой. Какое оборудование использует. Насколько для него доступна домашняя среда: пространство для движения, есть ли условия для занятий дома, количество людей, спящих в одной комнате, вид дома и количество комнат.
Помогают ли члены семьи? И какие имеются и используются социальные услуги по поддержке детей с инвалидностью. Немаловажным вопросом будет, как ребёнок добрался до нас. Ходит ли самостоятельно или ездит в инвалидном кресле, либо использует другие приспособления. Также мы отслеживаем поведение, комментарии, внимание ребенка и то, как он оценивает происходящее.
Как я оцениваю ребенка Я начинаю, как правило, с оценки крупных моторных навыков. Если ребёнок стоит, то анализирую положение стоя. Как он держит спину, как нагрузка распределяется на ноги, куда смещен центр тяжести, нужно ли ему при этом какое-то оборудование или поддержка.
Если ребёнок сидит в инвалидном кресле, то оцениваю, насколько симметрично распределяется нагрузка на стороны тела, держит ли голову может ли работать руками, комфортно ли ему в кресле и подходит ли оно под его антропометрические данные.
Также оцениваю в каком положении он проводит большую часть времени.
Если ребёнок имеет возможность ходить, бегать, прыгать, прыгать на одной ноге, ходить по ступенькам, бросать и ловить мяч, то я оцениваю эти параметры и чаще всего записываю видео исходного состояния, чтобы в дальнейшем сравнить результаты.
Когда ребенок сидит с опорой на поверхность стола я оцениваю и возможно снимаю видео может ли он при этом дотянуться до предмета и взять его, может ли держать ручку и писать, нужна ли ему помощь, чтобы встать со стула и как он переходит из положения сидя в положение стоя.
Если ему нужна помощь, то мне важно понимать какой объём этой помощи ему необходим. Также я смотрю и снимаю на видео как ребёнок переходит в положение стоя на одном колене, на двух коленях, на четвереньках, как ползает?
Может ли поддерживать это положение и зафиксироваться в нём, может ли играть в этом положении? Для себя отмечаю тип игровой активности, который он может осуществлять.
Смотрю и снимаю на видео как ребёнок умеет сидеть на полу: с поддержкой или без. Если не умеет, то описываю, что ему мешает это делать.
Оцениваю положения сидя с прямыми ногами, со скрещенными ногами, положение сидя на одной стороне и с упором одной рукой в пол. Также мне важно понимать, что ребёнок может делать в этих положениях.
Может ли поддерживать положение с опорой на одну руку и играть другой, может ли выйти из этого положения?
Я обращаю внимания на то, что может ребёнок делать в положении на животе. Как он ложится в этом положении, может ли поддерживать его? Держит ли голову, может ли освободить одну руку и дотянуться до предмета не заваливаясь в бок. Умеет ли ползти по пластунски в этом положении? Описываю как он это делает, может ли перейти из этого положения в положение на спину и также описываю эти движения. Патологические движения и их оценка Как правило, я обращаю внимания на спонтанные движения в конечностях, туловище и голове. Смотрю на несимметричные движения и положения тела.
Как выравниваются конечности и тело по средней линии, как удерживает вес и переносит с его одной стороны на другую, как удерживает равновесие.
Оцениваю мышечный постуральный тонус и наличие либо отсутствие компонентов движения. Это мне помогает поставить краткосрочные и долгосрочные цели.
Краткосрочные должны быть функциональными, чтобы их можно было достичь в течение следующих нескольких занятий. Например, укрепить мышцы стабилизаторы корпуса для того, чтобы уверенно сидеть на стуле. Долгосрочная цель представляет собой приобретение навыка в течение последующих 5-6 месяцев. Например, уверенное положение сидя и умение писать в прописях.
Часто актуальной краткосрочной целью является изменение диеты, которая направлена на снижение избыточного веса. Или наоборот изменение рациона питания с углеводного в сторону белкового. А долгосрочная цель будет - обучение навыкам самообслуживания, повышение качества жизни и укрепление здоровья.